Форум » Текущие обсуждения ЛИТО » Марина Ляшенко (Гелевая), рукопись на лито 18.02.10 » Ответить

Марина Ляшенко (Гелевая), рукопись на лито 18.02.10

М.Б.: Марина Ляшенко (Гелевая) "ОБЖИГ" 1)* * * Как спичкой чиркнет о стекло Лучом. И солнце вспыхнет точкой Так горячо и далеко Меж медных труб и водосточных... И на обочину цветка Полоска света приземлится, Сплавляя в платину века И выдающиеся лица... За гладкой гранью - жаль, что вне - Пустой квартиры время в спешке Не приколочено к стене, А всякий раз подобно вспышке... И я, порою, безо лжи, Предосуждений и оваций, Хочу до боли в эту жизнь Хотя бы чем-то выдаваться. 2)*** По праву ли я выжила, по праву ли замечена? Ни третья ли мне - лишняя - дана возможность быть? Ходить, дышать и чувствовать, с огромной в сердце трещиной, С судьбою изувеченной, направленной на сбыт? И больно мне, и нравится - такая вот ирония, Ошибки те же самые, что в прошлые разы: Всё так же мало опыта, всё то же межсезонье - Наверное не все ещё освоены азы... 3)*** Бросаться в стихи и серьёзно, и глупо, Строка - состоянье, строка - ремесло... И ты постоянно под пристальной лупой Из самых обычных написанных слов Едва существуешь в периметре малом, За клеткой-решёткой пустого листа. Бросаться в стихи от обид не пристало, Но каждый четвёртый в них брошен из ста. Душа то дрожит, то кривится, как почерк - То падает в пропасть, то просится ввысь... И страшно однажды понять, между прочим, Что мимо проходит обычная жизнь... 4)* * * Посвящение А. Кутилову С трудом сжимаясь в каплю света, В кольце зрачка дрожит душа. Она в тебя, как в плащ, одета, Влита, как смысл, в сплав гроша, И, что ни делай, как ни мучай, До смерти предана, верна. Ты для неё, пожалуй, лучший, Пока не выстужен до дна. Пока не сбит, не изувечен И не потрёпан злой судьбой. В тебе гордиться станет нечем, Она попробует – собой, Но не сбежит туда, где легче, Не перейдёт в побочный шлак. И тем погубит. Покалечит. ...Да лучше б вовремя ушла. 5)* * * Где свет фонарей пробивает насквозь Пространную мглу, качаясь, Тростинкой земная колышется ось, Полярной звездой кончаясь... Где горбится небо сутулым плечом И боязно выползти из дому, Где пишутся судьбы томами, причём Почти каждый пятый – не изданный... Где летом холодным и лютой зимой Дичает душа продрогшая... ...Здесь выстроен дом. Заколоченный. Мой. И нет ничего хорошего. 6)* * * Контуры жизни кончаются здесь – Вне очертаний фонарного круга, Где содрогается звёздная взвесь, Где из окошек доносится ругань... Всё растащили на слякоть и гнусь, Стала ветвиться дорога прямая... Я не от страха и слабости гнусь, Просто таких вот без спросу ломают. Мир перекроен и выстужен весь До проржавевших каркасов и гаек. Есть ли причины? – наверное, есть Жить поперёк, если вдоль – предлагают. Ночь проползает по крышам, скрипя Сломанным сердцем над тем, как нелепо, С вечностью намертво мысли скрепя, Кто-то ещё испаряется небом... 7)*** ...Я иду в сотый раз, как в первый: Сквозь себя и почти наощупь В человечий бессонный нервный Бесконечный чужой и тощий, А точнее - в забравший счастье У меня - у случайной - город. ...Я вчера от обиды в чате Всем назло представлялась гордой. ...Я вчера так любила каждый Переулок пустой до дрожи, А сегодня мне слишком важно, Чтоб никто никогда не прожил Боль обиды свинцово-серой И не тратил себя до дури. ...Я иду и несу вам сердце - Мы с ним разные по натуре... 8)*** Пусть срывается небо больное на крик И по сердцу кривой проползает излом, Открываю эпоху, как старый дневник И пишу преднамеренно задним числом: Как текучее время в оправе стальной И в пространстве земном приближалось к нулю, Как нам было темно, как во всём остальном Мы зачем-то искали значительный плюс. Как сбивались раскаты в гремучую смесь Как был кем-то дозволен сплошной произвол. Пусть взрывается мир. Обязательно весь. Обязательно этим же задним числом, Чтобы вдруг за смещеньем двойным и тройным, Меж прописанных чёрным по белому бед, Человек не глазами, а чем-то иным Совершенно случайно почувствовал свет... 9)* * * Сцены, скандалы, анонсы, сенсации – Вечно в продаже набор всякой всячины... Если себя позволяем касаться ей, Значит немного, но, всё же, косячим мы: Бегаем, ходим, при случае – ползаем, Хоть и не всем – я скажу – это нравится. Гнёмся в поклонах, зовём это позами – Мир – если честно – сутулостью давится! В стылом подъезде последняя лампочка Пост свой сменила на чью-то вселенную... Здесь перевес правоты даже в два очка Всеми рассмотрен, как что-то бесценное. Время проходит – стальное и странное, Будто игла, через скроенный социум, И просыпаюсь безудержно рано я От аритмии сознания: «Солнца б им!...» 10)* * * Уткнусь лицом в седое солнце, Всмотрюсь в слепящий бледный свет... На сломе собственных эмоций Разумных действий больше нет. Со всех сторон кричат: «Не пялься! – Прожжёшь до дыр свою судьбу!» ...А мне тепло от самых пальцев До прядки памяти на лбу. Плывут вдоль взгляда ломти льдины, Крошась как в небе облака, Но ты, ничем не победимый, Молчишь, мой Мир, ещё пока. Редеет кромка кружевная Обид и бед при слове «пусть». Я по привычке выживаю И - наизусть... 11)* * * ПОСЛЕ ОБСУЖДЕНИЯ Завершается день. Замыкается круг на начале, Зажигается свет или гаснет в ответ темнота, Я иду по земле, ничего толком не замечая – Мною слабая скорость горения нынче взята... Я иду в никуда и ни с чем – бесполезная трата Ощущений и сил. Может с неба сверкнёт серебро? Я опять посреди ни к чему не ведущего тракта, Потому, что мой выбор монетой встаёт На ребро... ...На крыло. Или я ошибаюсь – и просто накрыло Этот мир до утра нерушимой ночной тишиной. Я иду в никуда, проклиная, что где-то забыла Показаться кому-то хотя бы немного живой... 12)*** Выдана, дарена или иначе Просто получена в распоряжение Значит ли что-то? – наверное значит (Самоспасение? Самоссожение?) Стиснута, сжата во взгляде молчащем – Лишь потому, что ей некуда деться – Боль. …к сожаленью, становится чаще Сопоставимой с размерами сердца. 13)*** ЛЮБОВЬ И НЕНАВИСТЬ Она в тебе проявится нескоро, Блеснёт тугой струною близ лица Черта, по обе стороны которой Два чувства - два сиамских близнеца: Одно из них покорно и подвластно, Созвучно с ритмом сердца и души, Другое - будто лезвие - атласно, Опасно и само себя вершит, И кажется, что непоколебимо Ничем, как онемевший монолит. Но только всё же мне пока любимо Второе, что страдает и болит. Но смысла нет бежать, куда ни денься - Врастут в тебя как минимум на треть, И хочется порою даже сердце С чертою этой начисто стереть, Чтоб лишь не оказаться на распутье Дорог, где важен каждый новый шаг, И страшно выбирать, какое будет Из этих чувств судьбу твою решать... 14)*** Я выбираю быть тебе врагом, Одним из самых страшных, самых лютых... Пускай меня легко и далеко Несут на крыльях неба самолёты, Туда, где - как бы ты ни захотел - Звучать не смог бы голос твой надменный, И высланный по почте список дел Оправданных и важных непременно. Молчу на телефонном языке - Пускай гудки фильтруют боль и хамство. Я выбираю быть тебе никем! – Всего лишь окружающим пространством. Наотмашь всё возможное рубя, Не плачу, не жалею, не ревную. Я начинаю новую себя, А кажется - себя очередную… 15)*** Раз больше не пугает, что уйду, Бесследно пропаду и в лету кану... Стратегии меняю череду, Чтоб ты бояться начал, что останусь... 16)*** СЕМЕЙНОЕ Эффектная сцена, истерика, паника, Из жизни семейной типичная рубрика, Иными словами - углы многогранника Рубика: Разбито и счастье, и в крупный горошек - Хвалёная гостем случайным - посуда. А мог бы союз оказаться хорошим… По сути. Но всё так печально: клялись быть едины Под небом одним, потолком или сводом, И вдруг оказались в момент победимы Разводом... 17)*** СЦЕНАРИЙ Ты будешь рад ответу "да" И понимать, что я согласна Идти туда, где так опасно И так темно. Идти туда... И там казённый строить дом, Чтоб было где чудить спектакли, Бросать куски словесной пакли... С обременительным трудом Из ночи в ночь чертить черты, Верней, ровнять подтёки грима, Который вечно будет криво Нам выдавать глаза и рты. Потом пройдёт с десяток лет, А годы учат видеть резче Ошибки старые и вещи. Ты раскопаешь ворох бед И станешь мысли примерять Под взглядом люстры глаз раскосых, Чтоб только справиться с вопросом: Кто в тот момент играл меня?.. 18)*** ПЕРЕД ЗЕРКАЛОМ Ничего не мешает больше: Не стучится, не жмёт, не давит... Неуёмное чувство боли Не висит на груди медалью. Постепенно - как строят крепость - Холодеет и взгляд, и разум. Не душа, а хитрейший ребус С уточнением: одноразовый. Постоянное чувство силы, Переломы во благо? - браво! Своенравно. Умно. Красиво. Всё при всём. Только сердце - справа... 19)*** Мне кажется, что скоро Я начну подпускать к себе людей По заранее И, самое главное, Обдуманно выданным Пропускам, Удостоверениям И лотерейным билетам – Выигрышным. 20)* * * Неровный шаг. И что-то стало явным В каких-то пять беспаузных минут. Неважно – как: хореем или ямбом, А просто шаг в земную глубину. И если гнев сменил собою милость, Наверно, есть «зачем?» или «за что?». Пусть мнётся то, что мне когда-то мнилось Полоской солнца меж закрытых штор. Крепчает нрав, а это значит – сердце Из года в год не пробует ожить: Мол, привыкай к тому, что в мире сером Не начинают биться муляжи. И почему-то чувствовать обидно Мне с каждым новым уровнем одно: Я постигаю новые глубины… Я опускаюсь – стало быть – на дно. 21)*** ЗАРЯ Холодный март. Ветра качают цепи. Пустая пристань. Присказка весны. И над водой замёрзшей виден целый Осколок неба цвета новизны. Стеклянный взгляд, сводящийся на стыке Стихий в холодном пламени огня, И стук внутри груди такой настырный Живую констатирует меня. А всё вокруг молчит и полыхает В морозной и болючей кутерьме. И кажется, душа моя глухая Сидит и что-то слышит там – во мне. Меняется и движется пространство, Теряется всему на свете счёт. И присказка весны как будто в сказку Холодную реальную течёт. Сквозь лёд и сквозь сознанье прорастает, В ладони-гнёзда селится не зря, Как жизнь – необходимая простая И первая весенняя заря. 22)*** Лепили характер, упорно и долго, Как-будто из глины, А я относилась, в предчувствии долга, К народу брезгливо. И нос воротила, пресытившись болью, От верных и близких. Чужой оставалась я даже с собою - Убийственно низко! Я видела все, от гончарного круга, До грубых ладоней, И лепки моей круговая порука Казалась бедою... Был выстрадан путь к пониманию дела Проплакан и прожит, И я до последнего знать не хотела Про обжиг... 23) * * * Его седьмое небо в штрихах седого света, С клеймом слепого солнца, наклеенным в наклон. Всё это где-то здесь. Мне нравилось всё это. Его седьмое небо – обшарпанный балкон. На верхнем этаже, седьмом – для соответствий И скептиков, чей мир объят и объясним. Его седьмое небо возникло в раннем детстве И медленно, но верно росло напару с ним. Наотмашь била жизнь. Ему казалось: надо За светом, за спасеньем – на небо – на балкон! ...А мне всё снился сон, что он вдруг вздумал падать С седьмых своих небес. ...За год до похорон. 24)*** Мало ли - много, хорошего - злого... Всё пережито: потеря, печаль... Слово осталось, последнее слово, Словно отметина, словно печать. Криком ли, шёпотом, шорохом, шумом Вырвалось, взвыло, пронзая, звеня: Я ухожу! Я в себя ухожу, но Вы провожать не ходите меня. Страх новизны - он обычно неистов, И ощущается наперебой Сердцебиение, сердцеубийство. Следствий не надо - я справлюсь с собой. 25)*** Расстелите мне небо над городом старым, Понатыкайте звёзды извёсткой сухой. Я однажды уйду и на память оставлю Под крылом или - проще сказать - под рукой Безразмерных небес, меж белёсых веснушек Самый главный для Вас и весомый вопрос. Я не стану ответов разрозненных слушать - Я без этого с Вами пожизненно врозь. Мне хватило людской постоянной волчатни. Оставайтесь на месте и стойте, дрожа. Я оставлю вопрос. Вам всю жизнь отвечать мне... Вам всю жизнь отвечать мне, гражданка Душа. 26)*** Перепуганный взгляд и дымок сигареты. Под запретом сегодня мораль и Минздрав. Перепрятано сердце, да жаль, не согрето. Виноватых здесь нет – просто каждый не прав. И похожий на шрам, не заживший отчасти, Всем заметен от туши растекшийся след. Что поделаешь? – так современное счастье По ускоренным методам учит взрослеть…

Ответов - 7

Элен: Интересно

Почти Гений: какая сиптышная рекламка. сколько Марине заплатли за это?

krot: автор не прогрессирует, это факт.продолжает хоронить себя в своих и чужих штампах, всё дальше уходит от живого русского языка. Рецензия на подборку должна быть содержательной. В следующий раз потрудитесь описать личные и заимствованные штампы автора. А также уходы от русского Языка.


Почти Гений: а чего вы все такие анонимы? аль боитесь чего? представтесь!))

Витровская: 1) Нравится только последнее четверостишие и строчка «меж медных труб и водосточных». Хотя, что в эту фразу вложено, пока не поняла. 2) + 3) В целом, понравилось. В строках «Бросаться в стихи от обид не пристало, Но каждый четвёртый в них брошен из ста» несоответствие. В первой строке в стихи бросаются «от обид», во второй уже речь о броске в стихи, как таковом. Воспринимается уже по-другому и структура «бросаться не пристало, но каждый четвертый брошен» уже не оправдывает себя. 4) Пока не знаю. Что-то сильно цепляет, что-то сильно смущает. 5) Вторая и четвертая строчки первого четверостишия не соответствуют размеру всего стихотворения. 6) + 7) Выражение «по натуре» здесь уместно, но все время всплывает в мыслях бессмысленное «в натуре». Поэтому хочется последнюю строчку изменить, чтобы эта ассоциация (возможно, возникающая вследствие моей испорченности) не портила впечатления от хорошего стихотворения). 8) ++ 9) Вроде бы все нормально. Только вот в первом четверостишии «косячим МЫ», а в последнем «солнца б» уже «ИМ». И получается слишком нравоучительно. 10) + 11) + 12) + 13) Вопрос: какое именно чувство «покорно и подвластно»? Кажется, ни любовь, ни ненависть под такое определение не подходят. Вообще описание черты, сиамских близнецов, сердца и чувств недостаточно четко продумано. Например, строчки «И хочется порою даже сердце С чертою этой начисто стереть». Так и хочется возразить, что стирать в данном контексте логичнее не черту, а сами чувства. А стирание грани, разделяющей любовь и ненависть – это уже совсем другая история. 14) ++ 15) 16) + 17) ++ 18) Не согласна, что душа – это одноразовый ребус, а в остальном нравится. 19) + 20) + 21) Наконец, более-менее светлый финал. 22) ++ Если вдаваться в подробности, то не нравится слово «брезгливо». 23) ++ 24) ++ 25) ++ 26) ++ В целом у меня от подборки осталось противоречивое впечатление. С одной стороны, когда читала, восхищение вызывала почти каждая строка, каждое словосочетание, каждая рифма: красота, да и только, настоящее мастерство. С другой стороны, прочитав стихотворение до конца, я понимала, что ничего не понимаю. Перечитывала, обдумывала, выясняла, что ничего сложного здесь нет. Но с первой попытки содержание все равно ускользало. И так с большинством работ. Подборка рассказывает нам о внутреннем мире лирической героини, название «Обжиг» и одноименное стихотворение, казалось бы, вполне себя оправдывают. Но мне показалось, что читателю показан скорее не сам обжиг, а уже его результат – обожженная и закаленная душа, ранимая и чувствительная, сильная и высокомерная. В плане внешних событий, на которые ТАК отзывается героиня, мы видим полную абстракцию за редким исключением, как например, «Его седьмое небо в штрихах седого света». То, что автор на протяжении двадцати шести стихотворений выписывает очертания внутреннего мира, это нормально. Плохо то, что используется только одна краска. На мой взгляд, Марина безусловно талантлива. И она это прекрасно понимает. Возможно, нужно просто дождаться того времени, когда ей самой захочется писать о другом, времени, когда изменятся не ее литературные способности, а ощущение себя и мира вокруг.

Anonymus: Марина Александровна, слова по поводу сыпать соль на раны, для того чтоб было о чем писать, как будто были прочитаны из жизни. Спасибо вам.

М.Б.: На здоровье! Жаль, не знаю, кому именно его искренне желаю... :-) А вообще обсуждение, на мой взгляд, получилось вчера интересным и (хочется верить) продуктивным. Если, конечно, Марина нас услышала... Да и на Форуме есть полезные и объективные высказывания. Ура!



полная версия страницы